Нормативные документы для участников ЕГЭ в 2012 году Приказ отдела образования Администрации Переволоцкого района об окончании 2011-2012 учебного года. Расписание государственной (итоговой) аттестации 4, 7, 8, 9, 11 классов в 2012 году. Алгоритм самостоятельной домашней подготовки
Приемы работы с запоминаемым материалом
Группировка
— разбиение
материала на группы по каким-либо основаниям
(смыслу, ассоциациям и т. п.)
Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта,
служащего опорой более широкого содержания
(тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в
тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
План — совокупность опорных пунктов.
Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий
по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в
основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
Серийная
организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание
в пространстве и т. д.
Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Методы
активного запоминания
Метод ключевых слов.
Для
запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и
запомнить их, после
чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза.
Этот
метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя
цепочку ключевых слов,
следующих друг за другом и связанных между собой. Таким образом, формируется
некоторый костяк текста, содержание и форму
которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.
Метод повторения И. А. Корсакова.
1. Необходимо
повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так
как самая большая потеря информации
приходится на первые стадии запоминания.
2. Промежутки времени между повторениями
информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если I на подготовку дается 7 дней, а
материал требует не менее пяти повторений,
то работа может быть построена так:
1-й день -2 повторения;
2-й день — 1
повторение;
3-й день —
без повторений;
4-й день — 1
повторение;
5-й день - без повторений;
6-й день —
без повторений;
7-й день — 1
повторение.
3. Количество
повторений должно выбираться с некоторым
запасом. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней,
то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал
сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
Комплексный учебный метод.
При комплексном
учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи
между отдельными частями воспринимаются быстрее
и основательнее, а обязательное число повторений сокращается.
При
работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении
повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором - повторяются
первые части и заучивается следующая и т.д.
Психологическая поддержка
Как
управлять своими эмоциями
Можно
разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
Можно
громко спеть песню, потанцевать под музыку, заняться спортом, выжать мокрое полотенце - это поможет расслабиться, так как обычно при негативных
эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в
пальцах.
Производи любые
спонтанные звуки - напряжение может быть «заперто» в горле.
Можно использовать
такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем
такое же количество коротких вдохов.
Способы снятия
нервно-психического напряжения
Аутотренинг (аутогенная
тренировка)
Правила
составления формулы аутотренинга:
1.Все
утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление
частицы «не»
запрещается.
2.Все
утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя
употреблять слова
типа «пытаться», «стараться».
Например,
удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».
Мышечная релаксация
В свободные минуты, паузы отдыха,
осваивайте последовательное расслабление
различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение
расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь-прочувствовать-расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению —
выдох.
Можно
работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка,
плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.
Дыхательная релаксация
Мобилизующее
дыхание - уд линейный глубокий вдох (4
сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный
выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.
Успокаивающее
дыхание - медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью
2 вдоха.
Мобилизовать
и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке. Обычно
эффект дают уже 4 такта дыхания. Количество таких
тактов определяется индивидуально с учетом тренированности и состояния в конкретной ситуации.
Медитация на предмет
В течение
нескольких минут сконцентрировать свое внимание на нейтральном предмете.
-
Записать
10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.
-
Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы
на отпечатанной странице и т. д.
-
Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
-
В течение двух минут запомнить те качества, которые вам
больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.
-
Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и
попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать
все внимание на этом предмете, внимательно
его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние
мысли.
Питание:
Трёх-четырёхразовое,
калорийное, богатое витаминами. Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе,
мясу, овощам,
фруктам. Улучшает память: морковь с растительным маслом ананасовый сок.
|