Четверг, 28.03.2024, 19:45
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

 

зам директора по УВР Бас М.Н.

Здоровьесозидающая среда в учебной деятельности

 
  
Состояние здоровья и работоспособность школьников в значительной степени зависит от среды, в которой осуществляется учебно-воспитательный процесс.
   На протяжении 10 лет школа работает по программе «Здоровье и развитие». Основной целью которой являлось: создание в учреждении комфортных, безопасных и здоровьесберегающих условий, воспитание у школьников и педагогов ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
   Пять компонентов, представляют систему работы школы, направленную на охрану и укрепление здоровья школьников:
   - Организация характера и режима учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года.
   - Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям и потребностям организма школьника.
   - Мониторинг состояния физического и психического здоровья и особенностей развития детей как показателя уровня функционального благополучия.
   - Использование здоровьесберегающих технологий, в том числе и образовательных, в педагогической практике.
   Соответствие условий пребывания учащихся гигиеническим нормативам и требованиям.
   В МОУ «СОШ №2 п.Переволоцкий» в настоящее время обучается и воспитывается 280 учащихся.
   В учреждении шестидневная учебная неделя, продолжительность урока 40 минут. Занятия организованы в одну смену: с 08.30 до 13.50; перемены между 1и 2 уроками 15 минут и две перемены по 20 минут (после 2-го и 3-го уроков), остальные по 10 мин . С 15:00 по 18:00 проводятся факультативы и кружковая работа.
   В школе 14 классов-комплектов.
   При составлении расписания уроков учитывается изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели, необходимость чередования умственной и физической работы. В течение учебного года расписание корректируется.
   Учебный план дополнительного образования достаточно полно отражает потребности детей в двигательной активности. На базе школы уже нескольк о лет работают секции:
   волейбол
   Группа Л Ф К
   ЮИД
   Танцевальный
   Легкая атлетика
   Ритмика
   Система дополнительного образования в школе позволяет также осуществлять оздоровление учащихся посредством эстетотерапии и арттерапии на занятиях в творческих объединениях учащихся:
   вокальный
   Школьная газета
   Школьное телевидение
   Юный Юдашкин
   Необходимым условием грамотного формирования здоровьесберегающего пространства школы является мониторинг физического и психического здоровья школьников, а также учёт особенностей их развития.
   После обобщения информации по классу в целом вырабатываются рекомендации для учителей, работающих в этом классе, планируется работа с родителями (тематика родительских собраний, тренингов, индивидуальных встреч и другие). В зависимости от результатов корректируется и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Открыли группу занятий с логопедом, работу группы ЛФК.
   Администрацией школы создан банк данных и ведется мониторинг состояния здоровья обучающихся. В течение учебного года банк пополняется: состояние здоровья первоклассников, поступивших на обучение, состояние здоровья одиннадцатиклассников, их основные заболевания, данные о детях ивалидах, об индивидуально-обучающихся школьниках, результаты медицинского осмотра обучающихся, количество и причина пропущенных уроков, удовлетворенность участниками образовательного процесса организацией учебно-воспитательного процесса в школе, уровень физического развития обучающихся.
 

Группы здоровья учащихся МОУ «СОШ №2 п.Переволоцкий» по годам.

 
   Администрация строго контролирует соблюдение в учреждении санитарно-гигиенических норм. Ведется контроль за уровнем преподавания учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни: «Окружающий мир», ОБЖ», «Биология», «Физическая культура». При посещении уроков, занятий в ГПД, в кружках и секциях анализируется деятельность педагогов по соблюдению требований СанПиНа: обеспечение обучающихся рабочим местом в соответствии с их ростом и состоянием зрения и слуха, соблюдение требований к естественному освещению, тепловому режиму, обеспечение двигательной активности; выполнение требований к урокам технологии, соблюдение техники безопасности в кабинетах химии, физики, информатики, дозирование и качество домашних заданий. Контролируется организация перемен, утренней зарядки, проведение физминуток.
   На каждом уроке обязательно проводятся физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, укрепления мышц глаз.
   Регулярно проводится проверка документации: заполнение в журнале листка здоровья, журналов по технике безопасности и охране здоровья обучающихся на рабочем месте, работы специальной медицинской группы, спортивных кружков и т.д. Запланированы и проведены за последние годы следующие административные совещания, педсовет: «Итоги летней кампании», «Итоги адаптационного периода пятиклассников», «Организация и качество питания», «Об итогах декады физкультуры и ОБЖ», «О проверке соблюдения правил безопасности в мастерских, лаборантских, кабинетах, спортивном зале», «Готовность учебных кабинетов к новому учебному году», психолого-педагогические консилиумы в классах, на которых поднимаются проблемы и выносятся определенные решения.
   На итоговых совещаниях всегда рассматриваются вопросы пропусков уроков и их при­чины. Заслушиваются отчёты классных руководителей об организации работы по здоровьесбережению. Одной из здоровьесберегающих образовательных технологий является учебное проектирование,. Здоровьесберегающие проекты учащихся школы.
   Уроки ОБЖ в 10-х и 11-х классах по вопросам оказания первой медицинской помощи проводится медицинским сотрудником.
   Большой упор делается на проведение оздоровительных мероприятий. В течение 2009-2010 учебного года прошло 20 внеклассных спортивных мероприятий для детей разного возраста.
   Учитель физкультуры ведет мониторинг физического развития, состояния здоровья воспитанников, в ходе учебного процесса учитывают отклонения в здоровье, дифференцируют нагрузку больным обучающимся.
   В школе ведется активная работа по научно-методическому обеспечению образовательного процесса. В этом году нашими учителями был создан сборник конспектов уроков, включающих в себя здоровьесберегающие технологии. Есть идеи включить информацию на школьном сайте.
   В 2008-2009 уч.году школа вышла на III этап реализации программы «Здоровья». Анализируя эффективность работы, можно сказать следующее: программа способствовала уменьшению количества пропусков по болезни на одного ученика в год, с 2000 года не зарегистрирован ни один случай травматизма среди школьников. 
   Вместе с тем, проблема сохранения здоровья детей, привития здорового образа жизни приобретает еще большую социальную значимость, и вследствие разных причин, продолжает оставаться. Об этом говорит и медицинский осмотр в классах, проводимых в конце года.
   Анализ состояния здоровья школьников показывает, что наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей школьного возраста по отдельным показателям заболеваний: большой процент обучающихся с заболеваниями органов зрения, с нарушением осанки.
 
 
Место
   2006/2007

   2007/ 2008

   2008/2009

   2009/2010
1
Сколиоз, 13%
Болезнь органов зрения, 13%
Сколиоз, 12,6 %
Сколиоз 13 %
2
Заболевание зубов, 10%
Заболевание зубов
Заболевание органов
зрения, 8,9%
1 Заболевание органов зрения, 7,5%
2.Плоскостопие, 7,5%
3
Заболевание органов зрения
и нарушение осанки,  2,9%
Сколиоз, 6,2%
Нарушение осанки и
деформация грудной
клетки,
4,9 %
1.Деформация грудной
клетки 4,7%.
2. Ожирение, 4,7%.
 
   1. Для профилактики возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся:
   - продолжение введения элементов методики В. Базарного
   2. Предупреждение переутомления:
   - продолжение плановой витаминопрофилактики;
   - проветривание помещения во время перемен;
   - организация двигательного режима: гимнастика до учебных занятий, физминутки на уроках, подвижные перемены;
   3. Обеспечение оптимального рациона питания для профилактики ряда заболеваний и нарушений обмена веществ у обучающихся.
   4. Профилактика нарушения зрения:
   - контроль за освещенностью в классах;
   - соблюдение зрительного режима во время уроков и внешкольных занятий.
   Поэтому, одним из приоритетных направлений в работе нашей школы в 2010-2011 учебном году станет продолжение работы по данной программе. Здоровье также заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой стремится наша школа
Конструктор сайтов - uCoz