зам директора по УВР Бас М.Н. |
Здоровьесозидающая среда в учебной деятельности
|
Состояние здоровья и работоспособность школьников в значительной степени зависит от среды, в которой осуществляется учебно-воспитательный процесс.
На протяжении 10 лет школа работает по программе «Здоровье и развитие». Основной целью которой являлось: создание в учреждении комфортных, безопасных и здоровьесберегающих условий, воспитание у школьников и педагогов ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Пять компонентов, представляют систему работы школы, направленную на охрану и укрепление здоровья школьников:
- Организация характера и режима учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года.
- Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям и потребностям организма школьника.
- Мониторинг состояния физического и психического здоровья и особенностей развития детей как показателя уровня функционального благополучия.
- Использование здоровьесберегающих технологий, в том числе и образовательных, в педагогической практике.
Соответствие условий пребывания учащихся гигиеническим нормативам и требованиям.
В МОУ «СОШ №2 п.Переволоцкий» в настоящее время обучается и воспитывается 280 учащихся.
В учреждении шестидневная учебная неделя, продолжительность урока 40 минут. Занятия организованы в одну смену: с 08.30 до 13.50; перемены между 1и 2 уроками 15 минут и две перемены по 20 минут (после 2-го и 3-го уроков), остальные по 10 мин . С 15:00 по 18:00 проводятся факультативы и кружковая работа.
В школе 14 классов-комплектов.
При составлении расписания уроков учитывается изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели, необходимость чередования умственной и физической работы. В течение учебного года расписание корректируется.
Учебный план дополнительного образования достаточно полно отражает потребности детей в двигательной активности. На базе школы уже нескольк о лет работают секции:
волейбол
Группа Л Ф К
ЮИД
Танцевальный
Легкая атлетика
Ритмика
Система дополнительного образования в школе позволяет также осуществлять оздоровление учащихся посредством эстетотерапии и арттерапии на занятиях в творческих объединениях учащихся:
вокальный
Школьная газета
Школьное телевидение
Юный Юдашкин
Необходимым условием грамотного формирования здоровьесберегающего пространства школы является мониторинг физического и психического здоровья школьников, а также учёт особенностей их развития.
После обобщения информации по классу в целом вырабатываются рекомендации для учителей, работающих в этом классе, планируется работа с родителями (тематика родительских собраний, тренингов, индивидуальных встреч и другие). В зависимости от результатов корректируется и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Открыли группу занятий с логопедом, работу группы ЛФК.
Администрацией школы создан банк данных и ведется мониторинг состояния здоровья обучающихся. В течение учебного года банк пополняется: состояние здоровья первоклассников, поступивших на обучение, состояние здоровья одиннадцатиклассников, их основные заболевания, данные о детях ивалидах, об индивидуально-обучающихся школьниках, результаты медицинского осмотра обучающихся, количество и причина пропущенных уроков, удовлетворенность участниками образовательного процесса организацией учебно-воспитательного процесса в школе, уровень физического развития обучающихся.
|
Группы здоровья учащихся МОУ «СОШ №2 п.Переволоцкий» по годам.
|
Администрация строго контролирует соблюдение в учреждении санитарно-гигиенических норм. Ведется контроль за уровнем преподавания учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни: «Окружающий мир», ОБЖ», «Биология», «Физическая культура». При посещении уроков, занятий в ГПД, в кружках и секциях анализируется деятельность педагогов по соблюдению требований СанПиНа: обеспечение обучающихся рабочим местом в соответствии с их ростом и состоянием зрения и слуха, соблюдение требований к естественному освещению, тепловому режиму, обеспечение двигательной активности; выполнение требований к урокам технологии, соблюдение техники безопасности в кабинетах химии, физики, информатики, дозирование и качество домашних заданий. Контролируется организация перемен, утренней зарядки, проведение физминуток.
На каждом уроке обязательно проводятся физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, укрепления мышц глаз.
Регулярно проводится проверка документации: заполнение в журнале листка здоровья, журналов по технике безопасности и охране здоровья обучающихся на рабочем месте, работы специальной медицинской группы, спортивных кружков и т.д. Запланированы и проведены за последние годы следующие административные совещания, педсовет: «Итоги летней кампании», «Итоги адаптационного периода пятиклассников», «Организация и качество питания», «Об итогах декады физкультуры и ОБЖ», «О проверке соблюдения правил безопасности в мастерских, лаборантских, кабинетах, спортивном зале», «Готовность учебных кабинетов к новому учебному году», психолого-педагогические консилиумы в классах, на которых поднимаются проблемы и выносятся определенные решения.
На итоговых совещаниях всегда рассматриваются вопросы пропусков уроков и их причины. Заслушиваются отчёты классных руководителей об организации работы по здоровьесбережению. Одной из здоровьесберегающих образовательных технологий является учебное проектирование,. Здоровьесберегающие проекты учащихся школы.
Уроки ОБЖ в 10-х и 11-х классах по вопросам оказания первой медицинской помощи проводится медицинским сотрудником.
Большой упор делается на проведение оздоровительных мероприятий. В течение 2009-2010 учебного года прошло 20 внеклассных спортивных мероприятий для детей разного возраста.
Учитель физкультуры ведет мониторинг физического развития, состояния здоровья воспитанников, в ходе учебного процесса учитывают отклонения в здоровье, дифференцируют нагрузку больным обучающимся.
В школе ведется активная работа по научно-методическому обеспечению образовательного процесса. В этом году нашими учителями был создан сборник конспектов уроков, включающих в себя здоровьесберегающие технологии. Есть идеи включить информацию на школьном сайте.
В 2008-2009 уч.году школа вышла на III этап реализации программы «Здоровья». Анализируя эффективность работы, можно сказать следующее: программа способствовала уменьшению количества пропусков по болезни на одного ученика в год, с 2000 года не зарегистрирован ни один случай травматизма среди школьников.
Вместе с тем, проблема сохранения здоровья детей, привития здорового образа жизни приобретает еще большую социальную значимость, и вследствие разных причин, продолжает оставаться. Об этом говорит и медицинский осмотр в классах, проводимых в конце года.
Анализ состояния здоровья школьников показывает, что наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей школьного возраста по отдельным показателям заболеваний: большой процент обучающихся с заболеваниями органов зрения, с нарушением осанки.
|
2006/2007 |
2007/ 2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
|
|
Болезнь органов зрения, 13%
|
|
|
|
|
|
Заболевание органов
зрения, 8,9% |
1 Заболевание органов зрения, 7,5%
2.Плоскостопие, 7,5%
|
|
Заболевание органов зрения
и нарушение осанки, 2,9%
|
Сколиоз, 6,2% |
Нарушение осанки и
деформация грудной
клетки,
4,9 %
|
1.Деформация грудной
клетки 4,7%.
2. Ожирение, 4,7%.
|
1. Для профилактики возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся:
- продолжение введения элементов методики В. Базарного
2. Предупреждение переутомления:
- продолжение плановой витаминопрофилактики;
- проветривание помещения во время перемен;
- организация двигательного режима: гимнастика до учебных занятий, физминутки на уроках, подвижные перемены;
3. Обеспечение оптимального рациона питания для профилактики ряда заболеваний и нарушений обмена веществ у обучающихся.
4. Профилактика нарушения зрения:
- контроль за освещенностью в классах;
- соблюдение зрительного режима во время уроков и внешкольных занятий.
Поэтому, одним из приоритетных направлений в работе нашей школы в 2010-2011 учебном году станет продолжение работы по данной программе. Здоровье также заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой стремится наша школа
|